Внеурочная учебная деятельность в условиях реализации ФГОС: формы и содержание Исследовательская деятельность учащихся в городском НОУ «Эврика» как форма предпрофессиональной подготовки старшеклассников в системе дополнительного образования/ГБОУ ДПО Нижегородский институт развития образования, Администрация г. Нижнего Новгорода, Департамент образования и социально-правовой защиты детства, Ассоциация нижегородских гимназий
Лебедева Ангелина Валерьевна, Баланцева Ольга Николаевна, педагоги – организаторы
МБУ ДО ДДТ им. В.П. Чкалова, кураторы городского Научного Общества учащихся «Эврика» г.Нижний Новгород
Исследовательская деятельность учащихся в городском НОУ
«Эврика» как форма предпрофессиональной подготовки
старшеклассников в системе дополнительного образования
В настоящее время как никогда актуален поиск инструментов для создания системы поддержки одаренных детей, их дальнейшего самоопределения и профориентации.
В Нижнем Новгороде более 46 лет существует такая система выявления и поддержки молодых талантов, как городское Научное общество учащихся «Эврика», созданное на базе Дворца им. В.П.Чкалова учеными – энтузиастами.
С 2010 года оно входит в структуру Всероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего» и внесено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся Федеральной поддержкой в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Городское НОУ «Эврика» опирается в организации своей работы на такие нормативные документы как «Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов», «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», «Концепция развития дополнительного образования детей».
Одной из главных задач городского научного общества учащихся является «…создание условий для получения детьми достоверной информации о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, повышения заинтересованности подрастающего поколения в научных познаниях об устройстве мира и общества…» [1].
На базе Дворца им. В. П. Чкалова организационно-методическая работа НОУ «Эврика» осуществляется через взаимодействие с управлениями образования районов и высшими учебными заведениями города.
Деятельность программы «Интеллект» предусматривает целенаправленную работу с одаренными учащимися, начиная со среднего звена и заканчивая старшеклассниками и их осознанным выбором жизненного пути. «Выявление и поддержка одаренных детей и молодежи направлено на создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению как важного условия повышения качества человеческого капитала страны» [2].
Нижний Новгород богат высшими учебными заведениями. Студенты получают образования по разным направлениям: строительное, техническое, педагогическое, медицинское, лингвистическое, экономическое, юридическое, музыкальное.
В 2016-2017 учебном году городское научное общество учащихся «Эврика» как всегда активно сотрудничает с ведущими высшими учебными заведениями города, преподавательский состав которых готовит с учащимися города научные исследования: ННГУ им. Н.И. Лобачевского, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, ННГАСУ, НижГМА, НГПУ им. К.Минина, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, ННГК им. М.И. Глинки, НИУ ВШЭ и МУ им. С.Ю. Витте. Более тесно НОУ «Эврика» начинает сотрудничество с Волжским государственным университетом водного транспорта, с Нижегородской государственной сельскохозяйственной академией, которые открывают на своих площадках секции Научного общества учащихся «Эврика».
В настоящее время работа научного общества учащихся «Эврика» прочно занимает профориентационную нишу для привлечения старшеклассников в тот или иной вуз, а написание научно-исследовательской работы подразумевает выбор осознанного получения будущей профессии.
Сегодня городское НОУ — это более 2 013 секции, работающих как на базах вузов, так и в образовательных учреждениях города и области, в которых ежегодно ведут исследовательскую работу более 10000 учащихся.
В этом учебном году 10746 учащихся занимаются под руководством школьных учителей, педагогов дополнительного образования, ученых. Завершением исследовательской работы в течение учебного года является Городская конференция НОУ «Эврика» — это более 120 секций, в которых представлены исследовательские работы старшеклассников Нижнего Новгорода в разных областях науки. Среди них есть такие интересные названия секций, как «Древнерусская литература и фольклор», «Дипломатия и внешняя политика в истории России», «Ядерная энергетика», «Биотехнологии и наноматериалы», «Микробиология», «Физкультура и спорт (здоровье и здоровый образ жизни)», «Строительство (реконструкция и реставрация городской среды)».
Научно-исследовательская деятельность формирует психологическую готовность к сознательному выбору профессии, дает учащимся огромные возможности для закрепления учебных навыков, умений и приобретения новых компетенций, развивает творческие способности и вырабатывает исследовательские навыки, способствует выявлению своих наклонностей, воспитывает целеустремленность и системность, «…содействует профессиональному самоопределению, приобщает детей к социально значимой деятельности для осмысленного выбора профессии» [1].
Всего в этом году около 1300 заинтересованных старшеклассников, родителей и учителей пришли на наши оргсобрания в вузы города.
На базах вузов действуют около 80 секций различной направленности: естественнонаучные, научно-технические, культурологические, социально-педагогические, где занимаются исследовательской деятельностью более 900 старшеклассников города. Все занятия в секциях НОУ «Эврика» проводятся бесплатно.
В течение учебного года на площадках вузов для старшеклассников школ города проходят лектории «Мир знаний», интеллектуальные игры «Что, где, когда?» и «Брейн-ринг», мастер-классы по исследовательской деятельности.
В этом году организуется проведение вебинара на тему: «Как подготовить блестящую исследовательскую работу и победно с ней выступить. Трудимся над содержанием работы».
Также в рамках деятельности городского НОУ осуществляется методическое сопровождение и проводится работа с учителями и педагогами дополнительного образования: семинары и тематические консультации для повышения их квалификационного уровня и организации работы с одаренными детьми по научно-исследовательской деятельности.
В этом учебном году в апреле нас ждет 47 городская конференция НОУ «Эврика». Масштаб конференции огромный. С помощью вузов мы привлекаем профессорско-преподавательский состав в жюри для руководства секциями. Ежегодно количество участников итоговой конференции увеличивается, но для НОУ «Эврика» по-прежнему в приоритете такие цели, как качество, справедливость, честность и прозрачность.
Деятельность научного городского общества учащихся освещается на городских и федеральных информационных ресурсах.
Учащиеся НОУ «Эврика» — неоднократные победители, лауреаты, призеры Всероссийских и Международных конкурсов и конференций.
Члены городского научного общества учащихся со своими научными руководителями выходят с публикациями своих исследовательских работ на Всероссийский и Международный уровни. Многие исследовательские работы достигают уровня публикаций, которые открыты обсуждению и критике всем научным сообществам, доступны к цитированию и могут быть использованы в научной и методической работе далеко за пределами города Нижнего Новгорода.
В числе приоритетных направлений развития городского научного общества учащихся:
— повышение уровня качества научно-исследовательских работ старшеклассников;
-коллективное членство в НОУ «Эврика»;
— развитие таких направлений деятельности, как информационные технологии, техническая деятельность, медицина, медиаобразование, строительные технологии и дизайн;
— в области научной коммуникации — углубление сотрудничества с учреждениями Высшего профессионального образования г. Нижнего Новгорода на основе соглашений между городским НОУ «Эврика» и вузами города;
— дальнейшее сотрудничество с Общероссийской Малой Академией Наук «Интеллект будущего» и организация совместных проектов.
Сегодня городское НОУ «Эврика» — это сильная молодежная общественная организация, способная совместными усилиями ученых, учителей и старшеклассников г. Нижнего Новгорода разрабатывать и внедрять в образование самые современные технологии.
По признанию ученых Общероссийской Малой Академии Наук «Интеллект будущего» подобной системы работы с одаренными детьми в нашей стране нет ни по масштабу, ни по сетевой проработанности, ни по системности и доступности для участия.
Список литературы:
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва
- Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 — 2020 годы. Распоряжение Правительства РФ от 22.11.2012 N 2148-р