Научное общество учащихся как эффективная форма развития личностных потенциалов старшеклассников

Сорокоумова Галина Вениаминовна д-р психол. наук, заведующая кафедрой НОУ ВО «Университет Российской академии образования» г. Нижний Новгород, Нижегородская область

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ
КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Аннотация: в данной статье описаны достижения работы научного общества учащихся «Эврика» и влияние НОУ на развитие личностных потенциалов старшеклассников: интеллектуального. коммуникативно­го, мотивационно-ценностного и эмоционального волевого.

Ключевые слова: научное общество учащихся, психологическая готов­ность, выбор профессии, профессиональная проба, личностный потенци­ал, интеллектуальный потенциал, коммуникативный потенциал, мотива­ционно-ценностный потенциал, эмоционально-волевой потенциал.

В настоящее время образовательная политика России, отражая обще­национальные интересы в сфере образования, в одновременно учитывая тенденции мирового развития, обуславливает необходимость существен­ных изменений в сфере научно-исследовательского образования детей, а именно: совершенствование системы научно-исследовательского об­разования. призванной обеспечить необходимые условия для созданиясреды, способствующей развитию мотивации детей к самообразованию, развитию их интеллектуальных способностей, включая в социально — полезную деятельность, организации содержательного досуга; создание условий сохранения единого образовательного пространства во взаимо­действии дополнительного образования детей с различными уровнями образования; создание мотивирующего пространства, определяющее са­моактуализацию и самореализацию личности, формирующее мотивацию к познанию, творчеству [1].

Одной из форм научно-исследовательского образования является городское научное общество учащихся «Эврика». В 2016 году будет проходить 47 городская конференция. За это время в НОУ обрели опыт научно-исследовательской деятельности свыше 100000 школьников. Среди выпускников секций НОУ немало крупных ученых, конструкто­ров, изобретателей в самых различных областях исследований. Много­летний опыт работы НОУ «Эврика» был отмечен «золотой медалью» на ВДНХ. Научные работы членов НОУ публиковались в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник», «Земля-Вселенная», вузовских печатных из­даниях, сборниках «Интеллект». В 2006 году НОУ «Эврика» получило свидетельство Общероссийской детской общественной организации Об­щественной Малой академии наук «Интеллект будущего» о регистрации Нижегородского отделения и стало её коллективным членом. В 2010 году Нижегородское отделение ОДОО «МАН» «Интеллект будущего» полу­чило свидетельство о вхождении в структуру Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будуще­го» и было внесено в Федеральный реестр молодежных и детских об­щественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности д ля закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетен­ций: развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки: формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ори­ентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.

Участие в НОУ можно рассматривать и как один из вариантов про­фессиональной пробы. В основу профессиональных проб положены идеи профессора С.Фукуямы, согласно которым профессиональная проба вы­ступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориента­ции [3].

Таким образом, научное общество учащихся — это многоуровневое социально-культурное образовательное пространство, одно из условий психологической готовность к сознательному выбору профессии и эф­фективная форма развития личностных потенциалов старшеклассников.

Используемое нами в анализе профессии понятие личностного по­тенциала, на наш взгляд, наиболее точно отражает особенности влияния НОУ на личностное становление и развитие старшеклассников.

Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов было предложено в работе М.С. Кагана. Он предложил рас­сматривать личность как персонифицированную деятельность [2].

На основании проведенного анализа исследований, связанных с изу­чением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следу­ющее определение личностного потенциала, ориентированное на психо­логическую готовность к выбору профессии.

Личностный потенциал понимается нами как система свойств, со­ставляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответ­ствующий уровень достижений в учебной и профессиональной подго­товке и определяющих психологическую готовность старшеклассников к выбору профессии. Личностный потенциал складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал: мотивационно-ценностный, эмоци­онально-волевой и коммуникативный [3].

Первый компонент личностного потенциала — мотивационно-цен­ностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности.

Второй компонент личностного потенциала — эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств личности. Развитый эмоционально — волевой компонент позволяет извлечь позитивный результат из любого эмоционального проявления, а также способен эффективно противосто­ять факторам эмоционального стресса, напряжения, неблагоприятным условиям учебной и профессиональной деятельности.

Третий компонент личностного потенциала — коммуникативный по­тенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными каче­ствами, умениями и навыками общения [3].

Мы сравнили результаты исследования некоторых личностных по­тенциалов обычных старшеклассников (КГ) и старшеклассников, уча­ствующих в научно-исследовательской деятельности в НОУ «Эврика». В таблице 1 представлены сводные данные КГ’и ЭГ.

Таблица 1 Сводные данные по результатам диагностики некоторых личностных потенциалов обычных старшеклассников КГ и в условиях участия в научно-исследовательской деятельности в НОУ ЭГ

(ЮГ = 150, NKT = 100, СУП, р, <р)

Личностные потенциалы КГ ЭГ
Интеллектуальный 2,12 2,73*
Коммуникативный 1.86 2,77**
Мотивационно-ценностный 1,70 2,80**
Эмоционально-волевой 1.78 2.78**
Значимость различий по критерию : * р < 0.05; ** р < 0,01.    

Результаты диагностики, представленные в таблице 1, свидетельству­ют о существенных различиях в сформированности личностных потен­циалов у обычных старшеклассников КГ и у старшеклассников, участву­ющих в научно-исследовательской деятельности в НОУ «Эврика» ЭГ.

Можно предположить, что в процессе занятий, выполнения заданий, в процессе проведения исследований, написания научно-исследователь­ской работы (под руководством научных руководителей и кураторов сек­ций) у старшеклассников формируются личностные потенциалы, психо­логическая готовность к сознательному выбору профессии, понимание правильности выбранного жизненного и профессионального пути.

Список литературы

  1. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г №996-р г. Москва.
  2. Каган М.С. Человеческая деятельность: опьгг системного анализа [Текст] / М.С. Ка­ган. — М, 1974.
  3. Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала [Текст]: Учебно-методическое пособие по курсу «Психология личности» / Г.В Сорокоумова. — Н Новгород: Изд-во УРАО НФ. 2010 -235 с.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *