Сорокоумова Галина Вениаминовна д-р психол. наук, заведующая кафедрой НОУ ВО «Университет Российской академии образования» г. Нижний Новгород, Нижегородская область
НАУЧНОЕ
ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ
КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ
ЛИЧНОСТНЫХ ПОТЕНЦИАЛОВ
СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация: в данной статье описаны достижения работы научного общества учащихся «Эврика» и влияние НОУ на развитие личностных потенциалов старшеклассников: интеллектуального. коммуникативного, мотивационно-ценностного и эмоционального волевого.
Ключевые слова: научное общество учащихся, психологическая готовность, выбор профессии, профессиональная проба, личностный потенциал, интеллектуальный потенциал, коммуникативный потенциал, мотивационно-ценностный потенциал, эмоционально-волевой потенциал.
В настоящее время образовательная политика России, отражая общенациональные интересы в сфере образования, в одновременно учитывая тенденции мирового развития, обуславливает необходимость существенных изменений в сфере научно-исследовательского образования детей, а именно: совершенствование системы научно-исследовательского образования. призванной обеспечить необходимые условия для созданиясреды, способствующей развитию мотивации детей к самообразованию, развитию их интеллектуальных способностей, включая в социально — полезную деятельность, организации содержательного досуга; создание условий сохранения единого образовательного пространства во взаимодействии дополнительного образования детей с различными уровнями образования; создание мотивирующего пространства, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, формирующее мотивацию к познанию, творчеству [1].
Одной из форм научно-исследовательского образования является городское научное общество учащихся «Эврика». В 2016 году будет проходить 47 городская конференция. За это время в НОУ обрели опыт научно-исследовательской деятельности свыше 100000 школьников. Среди выпускников секций НОУ немало крупных ученых, конструкторов, изобретателей в самых различных областях исследований. Многолетний опыт работы НОУ «Эврика» был отмечен «золотой медалью» на ВДНХ. Научные работы членов НОУ публиковались в журналах «Наука и жизнь», «Юный техник», «Земля-Вселенная», вузовских печатных изданиях, сборниках «Интеллект». В 2006 году НОУ «Эврика» получило свидетельство Общероссийской детской общественной организации Общественной Малой академии наук «Интеллект будущего» о регистрации Нижегородского отделения и стало её коллективным членом. В 2010 году Нижегородское отделение ОДОО «МАН» «Интеллект будущего» получило свидетельство о вхождении в структуру Общероссийской детской общественной организации «Малая академия наук «Интеллект будущего» и было внесено в Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
Работа в научном обществе даёт ученикам огромные возможности д ля закрепления многих учебных навыков и приобретения новых компетенций: развивает у школьников творческие способности и вырабатывает у них исследовательские навыки: формирует аналитическое и критическое мышление в процессе творческого поиска и выполнения исследований; даёт возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности; воспитывает целеустремленность и системность в учебной, и трудовой деятельности; благодаря достижению поставленной цели и представлению полученных результатов способствует их самоутверждению.
Участие в НОУ можно рассматривать и как один из вариантов профессиональной пробы. В основу профессиональных проб положены идеи профессора С.Фукуямы, согласно которым профессиональная проба выступает наиболее важным этапом в области профессиональной ориентации [3].
Таким образом, научное общество учащихся — это многоуровневое социально-культурное образовательное пространство, одно из условий психологической готовность к сознательному выбору профессии и эффективная форма развития личностных потенциалов старшеклассников.
Используемое нами в анализе профессии понятие личностного потенциала, на наш взгляд, наиболее точно отражает особенности влияния НОУ на личностное становление и развитие старшеклассников.
Рассмотрение личности с точки зрения ее основных подструктур как потенциалов было предложено в работе М.С. Кагана. Он предложил рассматривать личность как персонифицированную деятельность [2].
На основании проведенного анализа исследований, связанных с изучением разных сторон личности как потенциалов, мы выработали следующее определение личностного потенциала, ориентированное на психологическую готовность к выбору профессии.
Личностный потенциал понимается нами как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в учебной и профессиональной подготовке и определяющих психологическую готовность старшеклассников к выбору профессии. Личностный потенциал складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, в свою очередь, может быть системно рассмотрен как потенциал: мотивационно-ценностный, эмоционально-волевой и коммуникативный [3].
Первый компонент личностного потенциала — мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности.
Второй компонент личностного потенциала — эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств личности. Развитый эмоционально — волевой компонент позволяет извлечь позитивный результат из любого эмоционального проявления, а также способен эффективно противостоять факторам эмоционального стресса, напряжения, неблагоприятным условиям учебной и профессиональной деятельности.
Третий компонент личностного потенциала — коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей личности, обеспечивающих ей успешность общения, взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения [3].
Мы сравнили результаты исследования некоторых личностных потенциалов обычных старшеклассников (КГ) и старшеклассников, участвующих в научно-исследовательской деятельности в НОУ «Эврика». В таблице 1 представлены сводные данные КГ’и ЭГ.
Таблица 1 Сводные данные по результатам диагностики некоторых личностных потенциалов обычных старшеклассников КГ и в условиях участия в научно-исследовательской деятельности в НОУ ЭГ
(ЮГ = 150, NKT = 100, СУП, р, <р)
Личностные потенциалы | КГ | ЭГ |
Интеллектуальный | 2,12 | 2,73* |
Коммуникативный | 1.86 | 2,77** |
Мотивационно-ценностный | 1,70 | 2,80** |
Эмоционально-волевой | 1.78 | 2.78** |
Значимость различий по критерию : * р < 0.05; ** р < 0,01. |
Результаты диагностики, представленные в таблице 1, свидетельствуют о существенных различиях в сформированности личностных потенциалов у обычных старшеклассников КГ и у старшеклассников, участвующих в научно-исследовательской деятельности в НОУ «Эврика» ЭГ.
Можно предположить, что в процессе занятий, выполнения заданий, в процессе проведения исследований, написания научно-исследовательской работы (под руководством научных руководителей и кураторов секций) у старшеклассников формируются личностные потенциалы, психологическая готовность к сознательному выбору профессии, понимание правильности выбранного жизненного и профессионального пути.
Список литературы
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г №996-р г. Москва.
- Каган М.С. Человеческая деятельность: опьгг системного анализа [Текст] / М.С. Каган. — М, 1974.
- Сорокоумова Г.В. Изучение личностного потенциала [Текст]: Учебно-методическое пособие по курсу «Психология личности» / Г.В Сорокоумова. — Н Новгород: Изд-во УРАО НФ. 2010 -235 с.