Анализ развития экологического направления в городском научном обществе учащихся «Эврика»

Материалы XIV Международной научно-практической конференции: «Экологическое образование для устойчивого развития: теория и педагогическая реальность» – Н. Новгород: НГПУ им. К. Минина, 2017. – Ч. II. – 164 с

УДК — 371.3

Анализ развития экологического направления в городском научном обществе учащихся «Эврика»

Баланцева О.Н.1,2, Лебедева А.В.1,2

1Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина, г. Нижний Новгород

2Педагог-организатор по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках деятельности городского НОУ «Эрика», МБУ ДО «Дворец детского творчества имени В.П. Чкалова», г. Нижний Новгород

Аннотация. В статье рассмотрена динамика развития и особенности организации научно-исследовательской деятельности экологической направленности школьников в научном обществе учащихся «Эврика» г. Нижнего Новгорода. Проведен анализ программ городских конференций научного общества учащихся за 47 лет их существования, который помог выявить динамику исследовательских интересов нижегородских школьников. Прослежено расширение тематики исследовательских работ — от преимущественно биоэкологической в конце 1980 гг. к широкому спектру исследований социально-экологической направленности в настоящее время. Сделаны выводы о том, что обучение в секциях экологической направленности способствует формированию у школьников способности к самостоятельному анализу экономических, социальных и экологических проблем и практической деятельности по их решению с позиции устойчивого развития в контексте научно-исследовательской деятельности.

Ключевые слова: научное общество учащихся, научно-исследовательская деятельность, городская конференция, анализ деятельности, экологическая направленность.

Analysis of the development of environmental areas in the city scientific society of students «Eureka»

Balantseva O. N.1,2,  Lebedev A. V. 1,2

1Magistrant Nizhny Novgorod state pedagogical University named Kozma Minin

2 Teacher-organizer for the development of research activities of students in the framework of the activities of the city KNOW «Erica» TO MBU «Palace of children’s creativity named after V. P. Chkalov»

Annotation.  In the article the dynamics of development and feature of organization of research activity of ecological orientation of schoolchildren is considered in scientific society of students «Eureka» Nizhny Novgorod. The analysis of the programs of municipal conferences of scientific society is conducted students for 47 of their existence, that helped to educe the dynamics of research interests of Nizhny Novgorod schoolchildren. Expansion of subjects of research works is traced — from mainly bioenvironmental at the end of 1980 to the wide spectrum of researches of social-and-ecological orientation presently. Drawn conclusion that educating in the sections of ecological orientation assists forming for the schoolchildren of capacity for the independent analysis of economic, social and ecological problems and practical activity on their decision from position of steady development in the context of research activity.

Keywords: scientific society of students, research activities, city conference, the analysis of activity, environmental focus

 С 1969 года во Дворце детского творчества им. В.П. Чкалова в городе Нижнем Новгороде ведется работа по привлечению школьников города и Нижегородской области к научно-исследовательской деятельности. Ежегодная городская конференция научного общества учащихся (НОУ) «Эврика» рассматривается, как итог работы научно-исследовательской деятельности старшеклассников за учебный год. Она имеет особое значение в формировании саморазвития и самореализации личности.

Важнейшие задачи конференции – привлечение учащихся в науку, самоопределение личности и формирование нового поколения исследователей. Здесь учащиеся приобретают опыт публичных выступлений и навыки защиты результатов своей научной деятельности.

На 47 городской конференции НОУ в 2017 году на 142 секциях рассматривались исследования по различным направлениям деятельности, заслушаны и обсуждены доклады 1250 старшеклассников города, из них на 7 секциях экологической направленности защищали свои доклады 56 участников конференции.

Если вернутся к истокам зарождения работы по научно-исследовательской деятельности старшеклассников в городе, то можно отметить, что работа НОУ в нашем городе началась с семи секций: зоологии; анатомии и биохимии; химии; физико-математических наук, астрономии, секция иностранных языков (табл. I). Научными руководителями секций выступили ученые ведущих вузов города: Горьковского педагогического института, Горьковского государственного университета, Горьковского медицинского университета, Горьковского инженерно-строительного института, Горьковского педагогического института иностранных языков.

Таблица I

Динамика активности работы секций экологической направленности на городских конференциях научного общества учащихся «Эврика»

№ п/п № городской конференции НОУ «Эврика»   Год Кол-во секций, всего Количество участников конференции, человек Количество экологических секций Количество участников экологических секций
  1-я конференция 1971 7 34
  2-я конференция 1972 9 58
  3-я конференция 1973 10 90
  17-я конференция 1987 54 624 1 12
  27-я конференция 1997 96 1335 2 27
  37-я конференция 2007 143 1717 5 63
  47-я конференция 2017 142 1250 7 56

Работа секций экологической направленности берет начало с 1987 года. Это явление объясняется тем, что до 80-х годов XX века в отечественной педагогике отсутствовало понятие «экологическое образование». Термин «экология» рассматривался в рамках биологической науки, изучающей закономерности взаимоотношений внутри фауны и флоры, их представителей между собой и окружающей средой. Экологическое сознание включало в себя экологические знания: факты, сведения, выводы, обобщения о взаимоотношениях в мире животных и растений, а также в сфере их обитания и в целом к окружающей среде. Эстетические чувства и экологическая ответственность являлись составной частью экологического сознания [7].

 Но стремительное наступление научного прогресса требует от человека развитой способности экологического мышления. Становление экологического образования в вузах бывшего Советского Союза началось с инструктивного письма № 56 Министерства высшего и среднего специального образования СССР от 26 ноября 1986 года [8].  C 1987 года начинает работу первая секция экологической направленности для учащихся образовательных учреждений города на площадке Горьковского государственного университета им. Н.И. Лобачевского. Первыми руководителями секции «Экология и охрана природы» были доцент В.А. Ушаков и аспирант С.В. Бакка. В ходе выполнения научно-исследовательских работ старшеклассники совершенствовали свои знания, развивали умения, связанные с научным поиском, учились оценивать экологическую ситуацию в реальных условиях, выявляя причинно-следственные связи экологических явлений и процессов. Тематика первых докладов этой секции носила выраженную биоэкологическую направленность, например: «Изменение в ихтиофауне Горьковской области» — Рыжков Д., 9 кл., шк. №35, руководитель – к.б.н., Ушаков В.А., ГГУ; «Материалы по биологии бобра на севере Горьковской области» — Дворяковская Т., 9 кл., шк. №32, руководитель – аспирант Бакка С.В., ГГУ и т.д. Работа «Экологические проблемы и пути их решения» Ладановой Т., 10 кл., шк. №82, руководитель – учитель, отличник народного просвещения СССР Смирнова Л.Т., показывает: у школьников возникает понимание того, что без преодоления только потребительского отношения к природе не решить экологических проблем.

За 47 лет существования городского НОУ «Эврика», изменился масштаб проведения конференции: увеличилось количество секций и участников. Исследовательская деятельность становится одним из приоритетных направлений в работе с учащимися. Растет и число старшеклассников, желающих заниматься научно-исследовательской деятельностью по экологии (табл. I). Многие вузы города организуют данную работу по профильной экологии: ННГАСУ – строительная экология, ВГУВТ – инженерная защита окружающей среды, НГСХА – агроэкология, НГПУ им. К. Минина: экология и природопользование, биоиндикация, популяционная морфология и генетика, экология и здоровье, урбоэкология, экология и охрана природы. При анализе тематики школьных исследовательских работ прослеживается динамика доминирующих интересов школьников в разные периоды. В 1990-2000-х гг. большой популярностью пользовалась этноэкологическая тематика, исследование экологических традиций населения [2] которая впоследствии выросла в изучение культурно-экологических особенностей среды [3, 5] и разработку идей коэволюционного взаимодействия человека и природы [1].  В 2000 годах шло активное развитие экологических лагерей в Нижегородской области [9, 10], и в тематике школьных исследовательских работ экологической направленности возрос удельный вес исследований, проведенных в полевых условиях. Развитие инновационной образовательной технологии, основанной на проведении массовых акций по изучению и охране птиц, привело к росту исследований орнитологической направленности [4, 5, 6]. Стабильно высок интерес школьников к проблемам биоиндикации, урбоэкологии, экологии человека.

В настоящее время экология занимает особое место среди глобальных проблем современного мира, имеющих транснациональный и межгосударственный характер. Обеспечение экологического благополучия на Земле возможно только с помощью усилий всего мирового сообщества.

Не случайно 2017 год в Российской Федерации объявлен годом экологии и проводится в соответствии с Указом Президента, в целях привлечения внимания к вопросам решения экологических проблем в России, сохранения биологического разнообразия и обеспечения экологической безопасности. Тематика докладов закономерно претерпевает изменения. Все чаще учащиеся исследуют проблемы загрязнения окружающей среды, ищут пути решения локальных социально-экологических проблем.

Материалы табл. I наглядно демонстрируют увеличение секций различной направленности городских конференций НОУ «Эврика» и рост числа участников этих конференций, а также числа секций экологической направленности при том, что главной  целью организаторов конференции НОУ «Эрика» является не количественное увеличение участников, а высокий уровень научно- исследовательских работ.

Обучение в секциях экологической направленности способствует формированию у школьников способности к самостоятельному анализу экономических, социальных и экологических проблем и практической деятельности по их решению с позиции устойчивого развития в контексте научно-исследовательской деятельности.

Список литературы:

  1. Винокурова Н.Ф., Демидова Н.Н., Камерилова Г.С., Николина В.В., Киселева Н.Ю., Мартилова Н.В., Зулхарнаева А.В., Бадьин М.М., Лощилова А.А., Кривдина И.Ю.Технологии коэволюционного взаимодействия субъектов в условиях формирования культурно-экологической образовательной среды региона. Учебное пособие. Нижний Новгород, 2013. 148 с. 
  2. Киселева Н.Ю. Национальные экологические традиции и их изучение. // «Вестник АсЭкО». — № 1 (21). – 2000. – С.28-37
  3. Киселева Н.Ю. Роль культурно-экологической среды в дополнительном экологическом образовании //Нижегородское образование. – 2013. — № 4. — С. 13-18.
  4. Киселева Н.Ю., Варламов А.С. Международный эколого-образовательный интернет-проект «Весна идет!» как инструмент организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников// Биология в школе. 2016. № 3. С. 54-62.
  5. Киселева Н.Ю. Стриж – птица года – Биология в школе. — № 7. – 2014. – с. 3-9.
  6. Киселева Н.Ю. Инновационная образовательная технология, основанная на проведении массовых орнитологических акций: научно-методические основы, важнейшие результаты и перспективы развития // Вестник Мининского университета. — 2016. — № 2.  URL.: http://vestnik.mininuniver.ru/reader/search/innovatsionnaya-obrazovatelnaya-tekhnologiya-osnov/ (дата обращения – 15.10.2017)
  7.  Музланов Ю. А., Римская Г.В., Лобов И.В.  Научно-исследовательская направленность деятельности как основа формирования экологического мировоззрения и экологической компетентности личности// Вестник ТвГУ. 2014. № 4. С. 143-152.
  8. Неклюдова В.В. Научно-исследовательская работа студентов как метод экологического воспитания // Проблемы современного педагогического образования. Ялта, 2017. С.135-141
  9. Некипелова О.А., Киселева Н.Ю. Особенности организации исследовательской деятельности школьников в условиях экологического лагеря // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 122-125; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35585 (дата обращения: 28.10.2017).
  10. Некипелова О.А., Киселева Н.Ю. Научно-методические основы организации исследовательской деятельности экологической направленности //18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2016». [Текст]: [труды научного конгресса]. В 3т. Т. 2/ Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв.ред.А. А. Лапшин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 225-228. http://www.nngasu.ru/word/reki2016/velikie_reki_tom_2_2016.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *