Роль дополнительного образования в формировании социальной креативности детей и подростков

Сорокоумова, Г.В., Панова, Н.В. Роль дополнительного образования в формировании социальной креативности детей и подростков // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития: материалы IX Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018, с.154-156.

Роль дополнительного образования в формировании социальной креативности детей и подростков

Сорокоумова Галина Вениаминовна
д-р психол. наук , профессор
ФГБОУ ВО «Нижегородский государственный лингвистический университет им. Н.А. Добролюбова»
Нижегородская обл

Панова Наталья Вениаминовна
канд. психол. наук , директор
МБОУ ДОД ДДТ им. В.П. Чкалова
Нижегородская обл

Аннотация: в статье обосновывается важность развития социальной креативности; предлагается определение и структура социальной креативности детей и подростков, функции и возрастные этапы развития социальной креативности; рассматриваются условия, стимулирующие развитие социальной креативности; описывается опыт развития социальной креативности детей и подростков во Дворце детского творчества им. В.П. Чкалова г. Нижний Новгород.

Ключевые слова: социальная креативность, функции социальной креативности, условия развития социальной креативности.

В отечественной психологии отсутствует единый термин «социальная креативность». Используются такие понятия как «социальный интеллект», «коммуникативная компетентность», «социальная компетентность», «педагогическая креативность».

Термин «социальная креативность» (А.А. Попель, В.В. Рыжов, Г.В. Сорокоумова, Е.Ю. Чичук) в основном используется в связи с профессиональной деятельностью. Так, В.Ю. Писарева считает, что «социальная креативность – необходимые профессионально важные качества, нужные специалисту для решения быстро меняющихся условий профессионального общения» [4].

А.А. Попель под социальной креативностьюпонимает «способность человека оперативно находить и эффективно применять нестандартные, оригинальные творческие решения ситуаций межличностного взаимодействия» [5]. Основой для целенаправленного развития данной способности, автор считает творческий и коммуникативный потенциалы личности. Творческий потенциал – «система свойств личности (мотивационных, интеллектуальных, эмоциональных, волевых), создающая возможность созидать, творить, находить новое, принимать решения и действовать нестандартно. Коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств и способностей, обеспечивающих участие личности в общении и взаимодействии с другими людьми» [5].

Однако, в связи с важнейшей задачей воспитания в сфере воспитания, представленной в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»- «развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины» [1] и перехода от воспитания «человека информационного» к воспитанию «человека сопереживающего» [7], остро встаёт вопрос о развитии социальной креативности детей и подростков.

Если «информационный человек» – это человек, порабощенный компьютером, «приставленный обслуживать информационные потоки в ущерб собственному развитию как полноценной личности, который строит свои отношения с миром и другими людьми через компьютерное опосредование, утрачивая потребность, а затем и способность к непосредственным контактам» [3], то «человека сопереживающий» – это человек, способный к состраданию и сопереживанию, способный к пониманию другого, к эмпатии. Сопереживание позволяет проникнуться чувствами и эмоциями других людей, помогает налаживать контакты с окружающими, определяет коммуникативный потенциал развивающейся личности.

По мнению В.В. Рыжова, основными функциями социальной креативности являются: активная адаптация человека к динамично меняющимся условиям социальной среды; эффективное взаимодействие с людьми; планирование межличностных событий и прогнозирование динамики их развития; расширение и углубление социальной компетентности; саморазвитие и др. [6].

Под социальной креативностью детей и подростков мы будем понимать способность к нестандартному, творческому взаимодействию в ситуациях межличностного общения. Мы считаем, что основой для целенаправленного развития данной способности является система свойств, составляющих мотивационный компонент, перцептивный компонент и коммуникативный компонент:

— мотивационный компонент, включает потребность детей и подростков в общении, установки на общение с другими людьми и ориентации на активные социальные контакты;

— перцептивный компонент – это способности к пониманию и моделированию социальных явлений, прогнозирование развития межличностных отношений;

— коммуникативный компонент – это комплекс психических свойств, коммуникативных умений, обеспечивающие эффективность общения (умение устанавливать контакт, умение слушать и слышать, умение понимать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию и др.).

В своем развитии креативность личности проходит этапы, которые наиболее полно представил В.Н. Дружинин

Первый этап – развитие общей творческой способности или неспециализированной креативности. Как считает В.Н. Дружинин, сензитивным периодом этого этапа является возраст 3–5 лет. Основной механизм развития креативности в этом возрасте – подражание значимому взрослому, который является для ребенка креативным образцом.

Второй этап – развитие специализированной креативности, которая связана с ведущей деятельностью. Это период 13–20 лет – период подросткового и раннего юношеского возраста [2].

Соответственно, подростковый возраст является сензитивным периодом для развития социальной креативности в связи с тем, что ведущим типом деятельности подросткового возраста является интимно-личностное общение (по Д.Б. Эльконину).

В исследованиях отечественных авторов: Л.С. Выготский, Н.С. Лейтес, А.Н. Леонтьев, А.М. Матюшкин, С.Л. Рубинштейн и др. выделены условия, стимулирующие развитие социальной креативности детей и подростков, например такие как: организация творческой среды; творческая активность самих учащихся, творческая личность педагога. Являясь формой реализации творческого потенциала, творческая деятельность учащегося в то же время выступает и главным условием его формирования и развития.

Огромный позитивный опыт по формированию социальной креативности накоплен во Дворце детского творчества им. В.П. Чкалова г. Нижний Новгород. В 2001 году был разработан мегапроект «Мы вместе».

Основной целью мегапроекта «Мы вместе» стало развитие единого воспитательного пространства в городе. Мегапроект составляют шесть проектных линий, охватывающих все направления воспитания и дополнительного образования в соответствии с направлениями деятельности Дворца детского творчества имени В.П. Чкалова, государственным и социальным заказом [8].

Это гражданское и патриотическое воспитание «Во славу Отечества», семейное воспитание «В интересах ребенка», система трудового воспитания, технического и декоративно-прикладного творчества «Чудеса своими руками», воспитание активной гражданской позиции учащихся «Будущее России», художественно-эстетическое воспитание детей «Душа России», экологическое воспитание «Несущие радость» [8].

В рамках мегапроекта «Мы вместе» ежегодно реализуются более 20 городских программ по воспитанию, проводится более 100 семинаров для различных категорий педагогических кадров общего и дополнительного образования, работают 20 городских методических объединений, проводится более 50 городских конкурсов. Всего в воспитательное поле мегапроекта вовлечены более 50 000 учащихся, все образовательные учреждения города. Смыслом этой большой работы является не столько организация мероприятий, в которых любой ребенок мог бы принять участие, сколько создание системы необходимых условий для творческой, профессиональной самореализации всех участников мегапроекта: детей, родителей, педагогов [8].

Посещая занятия творческих коллективов, участвуя в разнообразных городских мероприятиях, участвуя в программах и проектах, с одной стороны, каждый ребенок имеет свободу выбора деятельности, а с другой – возможность попробовать себя в незнакомом виде деятельности; дети и подростки имеют возможность познакомиться с другими детьми, научиться принимать их, понимать смысл их поведения, выстраивать с ними взаимоотношения; процесс творчества позволяет подростку не только свободно думать, рассуждать, но и приобретать необходимые качества социально зрелой личности, такие как смелость, находчивость, чувство собственного достоинства.

У дополнительного образования большой потенциал именно в связи с развитием социальной креативности: навыки социализации, богатый эмоциональный и практический опыт, творчество, элементы воспитания.

Если в школе важны знания, эрудиция, точность и аккуратность выполнения задания, то во Дворце творчества на первый план выходят способность строить межличностные отношения: коммуникабельность, способность взаимодействию в ситуациях межличностного общения; развиваются потребность в общении, установки на общение с другими людьми; способности к пониманию и моделированию взаимоотношений, прогнозирование развития межличностных отношений; коммуникативные умения, обеспечивающие эффективность общения (умение устанавливать контакт, умение слушать и слышать, умение понимать эмоциональное состояние партнера по общению, умение аргументировать свою позицию и др.). Строятся новые взаимоотношения со взрослыми: с педагогом дополнительного образования, со старшими товарищами: происходит конструктивное творческое сотрудничество, а не противостояние между ребенком и взрослым.

Список литературы

  1. 1. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р г. Москва «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rg.ru/2015/06/08/vospitanie-dok.html 
  2. 2. Дружинин В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
  3. 3. Панфилова Т.В. Информационный человек»: личность в эпоху глобализации / Т.В. Панфилова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://majalis-vrn.ru/psixologiya/informacionnyj-chelovek-lichnost-v-epoxu.html 
  4. 4. Писарева В.Ю. Социальная креативность студентов-психологов как условие их готовности к инновационной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://psy.su/mod_files/additions_1/fle_file_additions_1_344.pdf 
  5. 5. Попель А.А. Психологические условия развития социальной креативности студентов в процессе профессиональной подготовки [Текст]: Дис. … канд. психол. наук / А.А. Попель. – Нижний Новгород, 2005.
  6. 6. Рыжов В.В. Профессиональный потенциал личности и условия его развития [Текст] / В.В. Рыжов // Актуальные проблемы науки и гуманитарного образования: Сб. научн. трудов / Под ред. В.В. Рыжова. – Вып. 3. – Нижний Новгород, 2013.
  7. 7. Сорокоумова Г.В. Актуальные проблемы современной педагогической психологии материалы X Международная студенческой научной конференции «Студенческий научный форум 2018» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.scienceforum.ru/2018/ www.rae.ru 

8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ddt-chkalov.ru/taxonomy/term/15

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *