Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в городском научном обществе учащихся «Эврика по экологическому направлению

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся в городском научном обществе учащихся «Эврика по экологическому направлению

Лебедева А.В.1,2, Баланцева О.Н.1,2,

1МагистрантНижегородского государственного педагогическиого университета имени Козьмы Минина,

2МБУ ДО «Дворец детского творчества имени В.П. Чкалова»

603005, г. Нижний Новгород, ул. Пискунова 39

Научный руководитель – Киселева Н.Ю., к.п.н., доцент кафедры  экологического образования и рационального природопользования  НГПУ имени Козьмы Минина 

Аннотация. В статье описывается организация работы по научно-исследовательской деятельности со старшеклассниками города Нижнего Новгорода в городском научном обществе учащихся «Эврика». Перечислены мероприятия, проводимые организаторами городского научного рамках программы научно-методического сопровождения  исследовательской деятельности  школьников

Главной целью развития образования, определённой «Концепцией развития образования на 2016 – 2020 годы» является создание возможностей направленных на «формирование конкурентноспособного человеческого потенциала, способного реализовать себя не только в пределах РФ, но и в мировом масштабе» [1].

Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности подрастающего поколения.

Городское научное общество учащихся города Нижнего Новгорода  решает эту задачу  уже много лет.

Именно  этому уже почти полвека   подчинена большая государственная работа вузов и всех образовательных учреждений нашего города по вовлечению школьников в работу научного общества учащихся «Эврика», учредителем которого является департамент образования администрации г.Н.Новгорода и Дворец детского (юношеского) творчества им. В.П. Чкалова.

Сегодня городское НОУ «Эврика» активно сотрудничает со всеми  ведущими высшими учебными заведениями нашего города, преподавательский состав которых готовит с учащимися школ научные исследования. Наиболее активно работают секции НОУ в ННГУ им. Н.И. Лобачевского — национальном исследовательском университете, НГПУ им.Козьмы, НГТУ им. Р.Е.Алексеева, НижГМА, ННГАСУ, НГЛУ им. Н.А. Добролюбова, НИУ ВШЭ, ВГУВТ,  НГСХА,  ННГК им. М.И.Глинки и МУ им.С.Ю.Витте.                          

  В 2017-2018 учебном году в 2919 секциях  нижегородского НОУ под руководством талантливых ученых, преподавателей школ и вузов, педагогов дополнительного образования  получают навыки научно-исследовательской деятельности  13072 старшеклассника.

 На сегодняшний день Научное общество учащихся  «Эврика» зарегистрировано   в Общероссийской детской общественной организации «Общественная Малая академия наук «Интеллект будущего», а представители городского НОУ входят в состав координационного совета   и в Центральный совет этой организации. «Эврика» занесена в Федеральный реестр молодежных  и детских общественных объединений.

В работе со старшеклассниками,  учителями, педагогами дополнительного образования города, постоянно используются новые активные формы  как средства развития познавательной мотивации и способностей ребенка. Для старшеклассников систематически проводятся мастер-классы в уникальных  лабораториях университетов, вебинары,  лектории «Мир знаний», организованные на площадках вузов.

Жажда открытий, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Для этой цели  и  существует городское НОУ «Эврика».

  Его главная задача  – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. При этом существует главное правило участия в научно-исследовательской деятельности учеников – никакого принуждения и насилия над личностью ребенка. Личный интерес, личная увлеченность – пропуск в НОУ. Какое значение для учащихся имеет научное общество? Оно дает возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы, развивает познавательный интерес, любознательность, учит общению со сверстниками и единомышленниками, дает возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях по всем направлениям в науке.

 Как же зарождалась такая востребованная сегодня исследовательская работа со школьниками по экологическому направлению в городе?

С 1970 г.  по 2001 г.   возглавил и развивал  эколого – биологическое  направление  в городском НОУ «Эврика»  ветеран НОУ Ушаков Валерий Алексеевич,  к.б.н., доцент ННГУ им.Н.И.Лобачевского.

Большой вклад начиная с 1974 г.  по 2009 г. внесла своей совместной научно-исследовательской работой со старшеклассниками города и области Ушакова Маргарита Михайловна, отличник народного просвещения РФ, педагог дополнительного образования  ДДТ им В.П.Чкалова.

В настоящее время именно экологическое направление  является  особенно уникальным и востребованным нашим обществом.

Сегодняшний день диктует нам необходимость внедрения нестандартности мышления  нового молодого поколения одаренных старшеклассников, студентов и молодых специалистов, внедрения  новых  технологий  и форм решений современных проблем по экологии.

С 1990 г. по настоящее время   в городском НОУ «Эврика» на площадке Нижегородского государственного  педагогического университета им.К.Минина 

возглавляет экологическое направление и  руководит секцией

 «Экология» ветеран НОУ Киселева Надежда Юрьевна, к.п.н., доцент кафедры  экологического образования и рационального природопользования  НГПУ им.К.Минина,  Вице-президент Союза охраны птиц России, Член редколлегии журнала «Пернатые хищники и их охрана / Raptors conservation».

Ежегодно, начиная с 1990 года, под руководством Киселевой Н.Ю. работает секция «Экология». Секция всегда имеет большую наполняемость, состоящую из старшеклассников образовательных школ города Нижнего Новгорода и Нижегородской области.

Мы имели возможность проанализировать развитие биолого-экологического направления по вузам города Нижнего Новгорода по программам городских конференций НОУ «Эврика» и получили следующие результаты.

вузы / года 1972 г. 1982 г. 1992 г. 2002 г. 2012 г. 2017 г.
Горьковский государственный университет 8 19   21    
Нижегородский государственный университет     26      
ННГУ им.Н.И.Лобачевского       27 13 59
Нижегородский государственный педагогический институт     45 43 34  
Нижегородский государственный педагогический университет           56
Горьковский медицинский институт   19   15 2  
Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет       22 3  
Лаборатория кибернетики и бионики областной станции юных техников   8        
  8 46 71 128 52 115

Результативность такой  длительной  работы  секций   городского НОУ по экологическому  направлению  очень масштабна и  выходцами стали очень заслуженные люди в нашем обществе: Широков А.И., к.б.н., директор ботанического сада ННГУ; Морозов Н.М., к.б.н., специалист министерства  экологии и природопользования ресурсов Нижегородской области; Вандешева В.В., к.б.н., зам. директора  по  науке ГОСНИОРХ; Утехина И.Г., к.б.н., зам. директора по науке Магаданского заповедника; Корнева С.М., к.б.н., научный сотрудник Утрижского дельфинария, Коршунова Е.Н., директор заповедника «Керженский»; Бакка С.М., к.б.н., руководитель эко-структурного подразделения центра «Дронт», член совета  России Союза охраны птиц и многие другие.

В настоящее время члены  городского научного общества учащихся « Эврика» все активнее выходят с публикациями своих исследовательских работ на Всероссийский и Международный уровни.  Высоко были оценены статьи победителей 46-й городской конференции НОУ «Эврика» сообществом ученых г. Нижнего Новгорода и страны,  опубликованные в научном журнале для школьников «Старт в науке» 2016 г.

Как сделать так, чтобы в нашей стране талант имел возможность развиваться и совершенствоваться? Для этого необходимо начинать работу с учащимися как можно раньше, и городское НОУ «Эврика», его организация и деятельность, являясь одной из главных ступеней этого процесса, успешно выполняет эту роль.

Поиск юных талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование и самого общества.

Литература:

  1. Ковалев П.И.// Концепция федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы. Журнал: Высшее образование сегодня. ООО «Издательская группа «Логос», Москва. 2017. № 4. С. 2-5.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *