Исследовательская деятельность эколого-биологической направленности в НОУ «Эврика» — эффективное средство профессиональной ориентации учащихся

Сборник трудов Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов и студентов: «Экология и безопасность в техносфере: современные проблемы и пути решения, Томск 2017

Исследовательская деятельность эколого-биологической направленности в НОУ «Эврика» — эффективное средство профессиональной ориентации учащихся

                                    Баланцева О.Н.1,2, Лебедева А.В.1,2  

1 Магистрант Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина,

 2Педагог-организатор по развитию научно-исследовательской деятельности обучающихся в рамках деятельности городского НОУ «Эрика» МБУ ДО «Дворец детского творчества имени В.П. Чкалова»

Научный руководитель Киселева Н.Ю.,  к.п.н., доцент НГПУ им. Козьмы Минина

603005, г.Нижний Новгород, ул. Пискунова 39, тел. (8831)-436-42-44

Е-mail: onbalanceva@mail.ru.

Аннотация. В статьенаучно-исследовательская деятельность эколого-биологической направленности старшеклассников НОУ «Эврика» г. Нижнего Новгорода рассматривается как одна из значимых инновационных форм профессионального самоопределения. Материалом исследования послужил анализ программ конференции городского научного общества учащихся «Эврика» и судьбы выпускников данного общества. Отмечена тенденция роста популярности эколого-биологических исследований среди старшеклассников г. Нижнего Новгорода и успешное вхождение в профессию выпускников научного общества учащихся.

Abstract. In the article, the research activity of the ecology and biology of senior pupils of the scientific society of the pupils «Eureka» in Nizhny Novgorod is considered as one of the significant innovative forms of professional self-determination. The material of the study was the analysis of the programs of the conference of the city scientific society of the students «Eureka» and the fate of the graduates of this society. The tendency of growth of popularity of ecological and biological researches among senior pupils of Nizhny Novgorod and successful entry into the profession of graduates of the scientific society of students is noted.

В условиях рыночной экономики в силу чрезвычайной высокой подвижности ее конъюктуры каждому человеку не только приходится часто менять место работы, но и профессию. Профессиональная подготовка предусматривает наряду с усвоением определенных знаний, умений и навыков формирования такого качества как готовность к непрерывному профессиональному образованию, наличие которого обеспечит вхождение будущего специалиста в интересующую его производственную среду [1]. Вместо понятия профессионализм, все чаще используют понятие «компетентность», подразумевая под ним такие качества личности как самостоятельность, настойчивость, способность принимать решения, коммуникабельность, гибкость мышления, готовность и умение постоянно учиться и саморазвиваться.

 Молодежь должна получать такое образование, которое позволит ей осваивать новые профессии в будущем. Научно-исследовательская деятельность старшеклассников научного общества учащихся (НОУ) «Эврика» г. Нижнего Новгорода, рассматривается как одна из значимых инновационных форм профессионального самоопределения.

Распространенный недостаток профессионализации личности на стадии школьного образования заключается в отсутствии системности, а, следовательно, четко выведенной логики названного процесса. «Предпрофессиональную социализацию учащегося можно определить, как социальное становление личности на завершающем этапе школьного обучения, …» [2]. Известно, что разрыв между содержанием и целями школьного образования приводит к тому, что «не обеспечивается осознанный выбор профессии…: отсутствует трансформация теоретических знаний у учащихся в их практические умения» [3].

Теория и практика образования показывают, что исследовательская деятельность закладывает основы для дальнейшего самоопределения и саморазвития личности, так как эта деятельность основана на естественном стремлении каждого человека с момента рождения к самостоятельному изучению окружающего мира.

В Научном обществе учащихся имеются все интересующие школьников профили обучения: гуманитарный, естественно-научный, эколого-биологический, математический, технический, сельскохозяйственный, экономический и т.п.

Каждый старшеклассник, занимаясь исследовательской деятельностью на секциях НОУ, имеет право изменения выбора в направлении исследовательской деятельности, что свидетельствует об обдуманном шаге своего развития и самопознания в том или ином направлении, реально оценивает необходимость и правильность своего предпрофессионального развития. Профориентацию выделяют в самостоятельную область знаний, которая находится на стыке разных наук. Высший уровень профориентации, как отмечают Е.Ю.Пряжникова и Н.С.Пряжников – это профессиональное самоопределение, когда человек в любом возрасте готов самостоятельно и осознанно делать ответственные жизненные и профессиональные выборы без посторонней помощи [4, 5].

Научно-исследовательская деятельность старшеклассников г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области  в НОУ «Эврика» эколого-биологической направленности перспективна с точки зрения дальнейшего профессионального самоопределения. Косвенным свидетельством востребованности данного направления является заметный рост в последние годы числа школьников, желающих заниматься именно в секциях эколого-биологической направленности. Материалы данной статьи основаны на многолетних данных о представленности секций различной направленности в городских конференциях НОУ «Эврика» и сборе данных о судьбе выпускников НОУ «Эврика».

В настоящее время городское Научное общество учащихся выстроило сетевое взаимодействие с одиннадцатью вузами города: ННГУ им.Н.И.Лобачевского, НГТУ им.Р.Е.Алексеева, НГПУ им.К.Минина, НижГМА, НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, НИУ ВШЭ, ННГАСУ, ВГУВТ, НГСХА, ННГК им.М.И.Глинки, МУ им. С.Ю.Витте. НОУ «Эврика» содержит в себе востребованные на сегодняшний день направления: экология, биология, химия, физика, русский язык и литература, история, правоведение, педагогика и психология, иностранные языки, математика, экономика, информатика и программирование и другие. Эколого-биологическое направление представлено в работе НОУ почти в половине вузов города. Популярность эколого-биологических секций весьма высока (табл. 1).

Таблица 1

Динамика активности работы секций эколого-биологической направленности на городских конференциях научного общества учащихся «Эврика» в 2014-2017 гг.

Год проведения конференции Число секций эколого-биологической направленности Суммарное число докладов, сделанных на этих секциях
2014 5 21
2015 6 29
2016 11 46
2017 14 115

Особой популярностью из года в год   на городской конференции НОУ «Эврика» пользуются секции эколого-биологической  направленности, а именно: экология и охрана природы, биоиндикация, экология и здоровье, урбоэкология, экология и природопользование, общая биология, зоология, ботаника, микробиология, физиология человека и животных.

Характерной особенностью данных секций является высокий процент школьников, обучаюшихся в образовательных учреждениях Нижегородской области. Это закономерно, поскольку дети из сельской местности имеют больше возможностей для проведения натуралистических исследований. Научно-методические основы организации исследовательских работ школьников активно обсуждаются в региональном педагогическом сообществе [6-8].

Выпускники эколого-биологических секций городского НОУ «Эврика» ежегодно пополняют ряды студентов профильных вузов города и страны. Особенно высока доля студентов среди школьников, выступавших на ежегодных городских конференциях НОУ «Эврика», прошедших через ряд «фильтров» высококонкурентного отбора (например, право выступить на городской конференции получают дети, занявшие первые места на районных конференциях Научного общества учащихся «Эврика» или прошедшие строгий отбор преподавателями вузов – экспертной комиссией) (табл. 2).

Таблица 2

Динамика поступления выпускников-членов научного общества учащихся «Эврика», поступивших в вузы города в 2013-2017 гг.

Учебный год Число старшеклассников в городе (9-11 классы) Число участников в городской конференции НОУ Количество выпускников-членов НОУ, поступивших в вузы г. Н.Новгорода % выпускников-членов НОУ, поступивших в вузы г. Н.Новгорода
2013-2014 20966 1035 1815 27%
2014-2015 20281 1150 1824 31,1%
2015-2016 20403 1360 1840 33,4%
2016-2017 20515 1230 1866 31,7%

При выборе старшеклассниками – членами Научного общества учащихся эколого-биологического, педагогического, медицинского, технического, экономического и других профилей предпрофессиональной подготовки, как правило, достигается уровень начальной подготовки по конкретной профессии.

Увлеченная работа старшеклассников над научными и практическими проблемами — надежный путь познания каждым юным исследователем своих творческих возможностей и зачастую профессионального самоопределения.

Дипломы городской конференции НОУ имеют большое значение для судьбы абитуриентов: большинство нижегородских вузов учитывает наличие дипломов НОУ как важное преимущество, ряд вузов поощряет участие в НОУ дополнительными баллами, которые учитываются наряду с баллами, полученными за участие в олимпиадах. И это не случайно. Результаты наблюдений за судьбой выпускников показывают, что школьники, прошедшие через Научное общество учащихся, быстрее и эффективнее включаются в научно-исследовательскую работу в стенах вузов. История эколого-биологического направления Научного общества учащихся «Эврика» изобилует примерами успешной профессиональной реализации выпускников соответствующих секций. Большое количество детей, которые обучались в секциях НОУ данной направленности, стали научными сотрудниками и уже в качестве научных руководителей возвращаются в НОУ  «Эврика» г. Нижнего Новгорода. Научно-исследовательская деятельность в НОУ «Эврика» —  хорошая стартовая площадка на пути к профессиональной самореализации школьников.

Литература

  1. Кармановский А.В. Формирование готовности личности к непрерывному образованию в условиях дистанционного обучения // Вестник Университета РАО. 2011. №1. С.98-101.
  2. Трубина Г.Ф. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения/ Г.Ф Трубина, М.В. Мащенко // Педагогическое образование в России. 2017. №1. С.79-86.
  3. Нилова В.И. Творческая составляющая подготовки школьников профильных классов для поступления в высшее техническое учебное заведение/ В.И. Нилова, О.В. Терновская // Высшее образование сегодня. 2009. №4. С.101-102.
  4. Кривцова Н.С. Проблема содержания педагогической деятельности в контексте помощи современным школьникам в профессиональном самоопределении // Вопросы воспитания. 2014. № 2. С. 42-49.
  5. Пряжникова Е.Ю. Профориентация: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / Е.Ю.Пряжникова, Н.С.Пряжников.- 3-е изд. М.: ИЦ «Академия», 2007. 496 c.
  6. Некипелова О.А., Киселева Н.Ю. Особенности организации исследовательской деятельности школьников в условиях экологического лагеря // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2-1. С. 122-125; URL: http://top-technologies.ru/ru/article/view?id=35585 (дата обращения: 28.10.2017).
  7. Киселева Н.Ю., Варламов А.С. Международный эколого-образовательный интернет-проект «Весна идет!» как инструмент организации учебно-исследовательской и проектной деятельности школьников// Биология в школе. 2016. № 3. С. 54-62.
  8. Некипелова О.А., Киселева Н.Ю. Научно-методические основы организации исследовательской деятельности экологической направленности //18-й Международный научно-промышленный форум «Великие реки’2016». [Текст]: [труды научного конгресса]. В 3т. Т. 2/ Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т; отв.ред.А. А. Лапшин. – Н. Новгород: ННГАСУ, 2016. С. 225-228. http://www.nngasu.ru/word/reki2016/velikie_reki_tom_2_2016.pdf (дата обращения: 28.10.2017).

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *